История камина в России насчитывает каких-нибудь пару веков, первоначально они появились в домах богатых бояр, а затем, в эпоху Петра I, все чаще устанавливают камины в интерьерах дворцов. Но из-за сурового климата русские относились к каминам скорее как к забаве богатых. Интересно заметить, что в России камин всегда был определением уровня и социальной значимости хозяина. Наличие камина было одной из отличительных привилегий, дарованных Петром русскому дворянству. Затем вышел указ, разрешающий строить камины жителям Немецкой слободы в Москве. И сегодня, посещая прекрасные дворцы в Петергофе, Кусково, Останкино, Лефортово, мы можем любоваться прекрасными каминами, которые легко уживались с традиционными изразцовыми печами, соседствуя рядом в интерьере, украшая его живым огнем.
Камин может очень многое поведать о своих хозяевах, о своих создателях, о своем "времени". Покупая камин сегодня, необходимо подумать и о завтрашнем дне. В будущем одинаково актуальны будут и натуральные камни и материалы в стиле "техно" — металл, стекло, керамика и т.д. Но интерес к натуральному природному камню не пропадет никогда, понятие экологичности материалов, приближающих человечество к природе, в двадцать первом веке станет еще более актуальным, чем сейчас, хотя на базе современных технологий, возможно, будет возникать симбиоз новых материалов, перспективное направление, четко просматривающееся сегодня, — "технобионика": с одной стороны — близость к природе, естественность, с другой, - высокий уровень технологий.
Итак, камин дожил до наших дней, обещает жить еще долго, и об этом надо помнить, делая свой выбор. Как мы уже писали в предыдущих номерах журнала "Камины и отопление", камин делится как бы на три основных составляющих: дымоход, топка и портал.
Портал или облицовка — самая интересная, декоративная часть камина. Именно она создает неповторимое "лицо", обрамляет топку, и именно на портал в первую очередь обращает внимание заказчик. Поговорим о критериях, рассмотрим камин как объект пространства и времени, и с этой точки зрения обратим внимание на материалы, которые принято использовать в создании каминов. Выбор материала существенно влияет на цену камина.
Рассмотрим основные материалы, которые чаще всего используют в настоящее время в традиционных каминах. Прежде всего это дерево, затем кирпич; группа натуральных недорогих камней: туф, ракушечник, песчаник; более дорогой материал — гранит, мрамор, оникс. Этот список может быть дополнен материалами, интерес к которым особенно возрастает в последнее время — это стекло, металл и керамика.
Материалы, излучающие теплоту
При устройстве каминов в стиле "Кантри" или "Рустик" используется целый ряд камней, имеющих теплые, "солнечные" оттенки. Гармоничное сочетание камня и дерева создает очаг, вокруг которого любят собираться члены семьи и друзья. Мягкие, пористые шероховатые поверхности дают такие камни как туф, ракушечник, песчаник, колотый мрамор. Эти материалы легче обрабатываются, поэтому цены на порталы из таких камней значительно ниже, чем на мраморные. В интерьере камины из рустованного камня смотрятся хорошо, они долговечны, но требуют более аккуратного обращения и тщательного ухода, так как частички сажи (при длительном и не очень аккуратном использовании) осаждаются на поверхности. Чем плотнее камень, тем меньше он загрязняется. Закрытая топка и хорошие сухие дрова также помогут справиться с этой небольшой проблемой.
При постройке камина не обойтись без огнеупорного кирпича, который может выполнять помимо функциональной и чисто декоративную функцию. В основном, для декоративной отделки используют кирпич специального ручного изготовления. Он может быть не только традиционно красный или желтый, но и бежевого, розового или медового цвета. Укладывая кирпич определенным образом, можно создавать орнамент — елочкой, прямыми горизонтальными полосками, двойной елочкой, или использовать в свободной композиции. Очень интересно выглядит прием, когда кирпичи ручного изготовления соединяют цветными швами. Они обогащают фактуру и смотрятся как цветные шнуры.
Для того, чтобы камин был красивым и прочным, тщательно отбираются деревянные полки. Чаще всего используют массив дерева, который подвергают специальной обработке. Если вы отдаете предпочтение неотесанному естественному дубу, то будьте готовы к тому, что под влиянием температурных перепадов и изменения влажности окружающего воздуха массив дуба дает естественные трещины, которые не считаются дефектами, так как дуб является "живым" материалом. Образующиеся со временем трещины придают камину натуральный своеобразный характер. Более гладкую поверхность можно получить, если выбрать полку из экзотических пород тропического дерева. Все видимые части балок проходят обработку фунгицидами, инсектицидами и на водонепроницаемость. Каминные полки из дуба или редких пород древесины вырубаются из монолитных кусков дерева и обрабатываются в лучших традициях столярного искусства. Их соединение обеспечивается двойными замками и шинами, которые вставляются сверху или снизу полок. Для того чтобы полки меньше подвергались тепловому излучению, они изолируются кирпичами, камнем или бетоном. Форма полки увязана с моделью камина, как правило - П-образная, или в форме трапеции. Иногда, в редких случаях, деревянная полка может иметь овальную форму.
Многие фирмы используют дерево для создания прекрасных порталов, полностью выполненных из ценных пород древесины. Обычно это дуб, сосна, вишня, орех. Естественно, дерево проходит предварительную специальную обработку, которая позволяет обрамлять даже камины с открытой топкой. Самые интересные разработки деревянных порталов можно встретить у английских фирм: Stovax — традиционные английские камины с открытой чугунной топкой и Be Modern — деревянные порталы, обрамляющие электротопки. Stovax поставляет взаимозаменяемые детали каминов, которые собираются на месте в любых комбинациях. Деревянная облицовка может быть светлых тонов, янтарно-золотистая или цвета махагон. По обе стороны топки могут располагаться декоративные панели из художественной керамики. Французская фирма Rene Brisach также иногда делает порталы из дерева, но с топкой, выложенной декоративным кирпичом ручного изготовления с нарочито "грубыми" швами на каменном постаменте, камин выглядит совершенно по-другому. Если для английской фирмы Stovax изготовление порталов из дерева - это традиция, то у французов дерево для изготовления порталов применяется реже.
Интересно представлена тема "кантри" в серии из белого камня в моделях фирмы Rene Brisach и Europe Cheminees. Римляне любили строить свои дома из белого камня. Белый камень представляет собой осадочную горную породу, состоящую главным образом из карбоната кальция, осажденного из минералов и многочисленных окаменелостей животного и растительного происхождения. Камень, добытый на одном и том же месторождении, может иметь различные цветовые оттенки и структурное строение, но именно эти различия указывают на его естественное происхождение. Некоторые фирмы предлагают очень похожие модели из искусственно созданных блоков, имитирующих "белый" камень. Остерегайтесь подделок и вспомните о естественных вкраплениях, без которых не бывает натуральных камней, и которые являются достоинством, а не дефектом, придающим теплые и естественные тона белому камню. Белый "облачный" камень из Luberon поддается всем видам обработки и отделки. Теплые тона камня усиливают тонкую игру пламени в камине и выглядят очень элегантно.
При чистке камня следует избегать использования веществ, содержащих кислоты. Кроме того, не рекомендуется устанавливать близко к камину свечи, так как они вызывают трудно выводимые пятна.
Безусловно, "белые" камины выглядят просто и изящно, но человечество всегда стремится к разнообразию, и французские фирмы Rene Brisach и Europe Cheminees предлагают весьма интересные варианты, позволяющие достичь разнообразия, сочетая светлые тона камня с недорогими, но выразительными материалами; такими как, например, простой шамотный кирпич или кирпич, изготовленный ручным способом.
Вообще можно отметить, что в теме рустика особенно изобретательно работает фирма Rene Brisach. На первый взгляд может показаться, что все камины стиля "кантри" очень похожи, но это только так кажется. Присмотритесь, даже по этим фотографиям вы увидите, как интересно они работают с фактурой. Вот еще один пример: серия Chalet, камины для загородных домов, сделанные из доступных, недорогих материалов, они просты и функциональны, а сочетание грубой фактуры живописного камня Schist schiefer и теплого цвета древесины создает атмосферу уюта в охотничьем домике, на даче, в загородном коттедже и т.п. Как правило, дизайнеры, создающие все новые варианты каминов, любят строить модели на контрасте фактур, высокий профессионализм позволяет им наиболее удачно найти и выявить то сочетание, которое подчеркнет наилучшим образом красоту использованных материалов.
Прекрасно смотрятся камины "песочной" серии из грубо шлифованного песчаника. Возникают ассоциации с египетскими пирамидами: спокойные, чистые линии, теплый свет, идущий от камня, немногословность дизайна, простота форм, и только выверенность объемов, соотношений пропорций дают понять, что создали эти камины профессионалы.
Материал и традиции
В Европе камин постоянно преображает и видоизменяет свой облик, и это напрямую связано с архитектурными стилями, а также с материалами и технологиями. Например, применение мрамора совершенно изменило внешний вид каминов. В средние века мраморные камины устанавливали в замках королей или в домах очень знатных людей. Это и понятно: облицовка из мрамора намного дороже, так как используется дорогой материал и более дорогая работа. Издревле мастера работали вручную, чтобы создать из глыбы мрамора нужную, иногда очень сложную форму, напоминающую скульптурные композиции. Резьба орнамента, полировка, шлифовка требовала времени, сил и мастерства. Камины создавали по рисункам известных художников, скульпторов, архитекторов. Наиболее удачные модели становились потом образцами для подражания, их копировали и они тиражировались во многих странах. Это объясняет, почему разные фирмы-производители, вдохновившись одним образцом, выпускают иногда очень похожие модели. Однако можно заметить, что это касается более простых, классических моделей. Их легче поставить на поток, так как они не отличаются сложностью декора. Конечно, и сегодня можно встретить модели роскошных порталов с великолепной резьбой, с колоннами в виде львиных лап, с плавными линиями, с центральной композицией в виде стилизованной раковины, цветка или короны. Такие камины в стиле "барокко" со сложной резьбой производит испанская компания Arriaga, которая специализируется на обработке мрамора. Она имеет европейский сертификат качества; все изделия проходят специальный контроль, k2; подгонка камней и их полировка безупречны. Рука легко скользит по гладкой, как лакированной, поверхности портала. Благодаря применению высоких технологий, как по резке, так и по шлифовке камня, Arriaga выполняет порталы любой сложности. Качество ее шлифовки идеально, хотя процесс этот осложнен тем, что структура мрамора (как любого натурального материала) неоднородна (встречаются трещины и включения других пород).
Один из самых дорогих поделочных камней — оникс, разновидность мрамора, за ним идет зеленый мрамор, мрамор дешевле почти всех остальных цветов. Хочется рассказать об ониксе немного подробнее, так как этот камень обычно воспринимается или в ювелирном искусстве или в поделках малых форм, но когда камин полностью выполнен из этого удивительного камня, он производит неизгладимое впечатление, а обладателю камина из этого полудрагоценного камня можно просто по- хорошему позавидовать. "Камень оникс — одно из чудес мира" (Джоан Рескин). Считается, что оникс концентрирует большую биоэнергию и вытягивает из тела многие болезни. Ониксу приписывали магические свойства, предохраняющие от дурного глаза и колдовства. В одном из древнерусских летописных сборников о большой церковной чаше из оникса, хранящейся в Успенском соборе в Москве, говорится: "Кто из нее изопьет, исцелен будет". Оникс обладает удивительной особенностью — он успокаивает, вызывает уверенность в себе, поднимает настроение.
В обработке оникс достаточно сложен, так как камень хрупкий и нуждается в наиболее тщательной отделке, однако испанская фирма Arriaga использует самые передовые технологии, что позволяет ей великолепно работать с этим изысканным камнем.
Гранит — равномерная зернистость, массивная текстура, высокое содержание кварца, малое содержание смолы и отсутствие сульфидов, выразительный узор и разнообразие оттенков - те качества, которые характеризуют гранит как один из лучших материалов для облицовочных работ. Он хорошо поддается обработке, но из-за достаточной прочности и твердости предпочтительны прямые поверхности. Поверхность гранитных деталей может быть шлифованной или полированной, возможна обработка поверхности гранита "под скалу".
Мрамор — традиционный облицовочный материал, он представляет собой горную породу, образовавшуюся в результате метаморфизма известковой породы. В процессе образования растворы солей, окислители, добавки придают мрамору разнообразные цвета и оттенки, оживляют мрамор пятнами, прожилками и полосами.
Цветовая гамма мрамора, добываемого в провинции Каррара (Италия), колеблется от белого до кремовато-белого оттенка, мрамор Morfil отличается желтоватыми оттенками и темными прожилками. Известен красный мрамор из Alicante (Италия) и мрамор Verde Macael, имеющий насыщенный зеленый цвет. Каждая глыба добытого мрамора имеет собственную цветовую гамму и индивидуальные особенности, что подчеркивает его подлинное происхождение. Названия мрамора — дело чисто условное, часто оно происходит от названия местности, где идет добыча. Некоторые месторождения стали всемирно известными. Так, например, "Каррарский мрамор" известен во всем мире как эталон прекрасного качества и теплого бело-розового цвета. Поверхность природного камня "живая", и может изменяться под воздействием окружающей среды. Основным врагом камня является грязь. Поэтому очень важна регулярная чистка. Прочность и долговечность мрамора бесспорна, а при хорошем уходе его эстетические качества сохраняются из века в век.
Как уже говорилось в предыдущих выпусках журнала, фирма Piazzetta изготавливает камины разных стилей от классических порталов до сельских каминов и печей. При этом она использует, в основном, мрамор и керамику, которые в зависимости от обработки, формы и цвета в каждой модели определенного стиля выглядят по-разному.
Для классических порталов используется преимущественно шлифованный или полированный мрамор разных оттенков. Но моделей, полностью изготовленных из одного камня, мало, в основном, порталы комбинируются из мрамора разных цветов (модель Lisbona), мрамора и камня (или кирпича), мрамора одного цвета, но разного качества обработки. Например, один и тот же мрамор может быть отшлифован до идеально гладкого вида, при этом становится видна структура и оттенок камня, но поверхность остается при этом матовой. Мрамор может быть отполирован до глянца, это наиболее распространенный вид обработки для мрамора. Он может быть также состарен искусственным путем, и тогда на его поверхности появляются небольшие углубления и белые, почти незаметные точки.
И если внешняя часть портала изготовлена, к примеру, из шлифованного или состаренного камня, то рамка около топки выполняется из блестящего полированного камня того же цвета. Таким образом, на первый взгляд камин смотрится единым целым, но при хорошем освещении и особенно когда разгораются дрова в топке, отблески огня, отражаясь в полированных поверхностях рамки, зрительно увеличивают саму топку, выделяясь на матовом фоне внешней части.
Часто мрамор комбинируется с кирпичом или с камнем, напиленным в форме кирпичей, при этом кирпич или камень подбираются чаще всего в тон к мрамору, а сам портал имеет строгую лаконичную форму (модель Firenze).
Облицовки каминов современного стиля привносят в окружающую обстановку особую эмоциональную волну. Специальная обработка мрамора и сочетание камней разного цвета и качества позволяют достичь индивидуального решения. В прошлых номерах журнала мы много писали про разнообразие стилей и коллk7;кций, который предлагает фирма Piazzetta. Основу большинства этих моделей составляет бучардованный мрамор Trani, в отполированном виде этот камень имеет бежевый оттенок с серыми прожилками, в бучардованном виде поверхность его как бы побитая дробью, матовая и шероховатая, прожилки едва проглядывают. Из этого мрамора выполнены все вертикальные поверхности: боковые стойки около топки, нижнее основание. Мрамор гораздо практичнее песчаных пород природного камня, за ним проще уход, нет опасности, что пыль или грязь забьется в поры, меньше риск механических повреждений. При этом благодаря специальной технологии бучардования мрамор смотрится совсем иначе. Для горизонтальных полок всегда используется полированный мрамор — это и практичнее и удобнее, он может быть такого же цвета или контрастного. При заказе любой модели цвет его выбирается по желанию заказчика. Полированным мрамором иногда отделываются боковые части камина, перемычка над топкой и нижняя часть около пола. Используются также вставки из латуни, коричневого или черного мрамора в виде полосок или квадратов. В одном из прошлых номеров мы писали, но хотелось бы напомнить, что камины этой фирмы могут комплектоваться разными дополнительными полочками, банкетками, выдвижными ящиками для дров, нишами; таким образом, камин можно встроить в любое помещение. Деревянная полка над камином делается из массива.
В серии сельских каминов используется полированный мрамор для столешниц, а основа облицовок изготавливается из обожженного кирпича, природного камня (травертин Scabas или Playa), шлифованного мрамора Rosso Assiago. При этом камень и мрамор не полируются, а грубо шлифуются и напиливаются кирпичиками. Травертины Scabas и Playa могут быть к тому же состаренные или бучардованные.
Особенно оригинальное решение для камина, предлагаемое фирмой Piazzetta — обрамление из изысканной майолики. Это традиционный старейший материал, которому фирма дала новую жизнь. Керамика изготавливается в соответствии с эксклюзивной технологией фирмы, которая состоит из 9 этапов, каждый из которых выполняется вручную. Фирмой разработано несколько моделей облицовок из мрамора, который идет вокруг топки, в сочетании с керамикой, подходящей по цвету. Это новые дизайнерские предложения, которые использует только фирма Piazzetta.
Синтез пламени и стали
Голландская фирма Boley была задумана создателями как художественная мастерская. Поэтому творческий полет в разработке новых моделей каминов ограничивается только техническими возможностями, но поиск расширения этих возможностей идет непрерывно. Камины этой фирмы эксклюзивные и дорогие. Основатель фирмы известный дизайнер Гарри Болей отдает предпочтение холодным, строгим материалам. Одним из первых он стал использовать стекло и зеркала, а в настоящее время приоритетным направлением для него стала работа с металлом. Используя самые современные технологии, включая собственные "ноу-хау" (состаренная медь, искусственная ржавчина, хромирование, травление) он добивается необычайных эффектов и нетрадиционных сочетаний. У фирмы Boley нет поточного производства, нет склада готовой продукции, так как все ее модели изготавливаются по индивидуальным заказам и по-своему уникальны. Даже гранит и мрамор, используемые иногда в некоторых моделях, выглядят по-другому и служат, как правило, основанием, но обязательно в дизайне присутствует много стеклянных поверхностей и металла.
Ничуть не похожа на Boley французская фирма Bordelet, которая также работает с металлом, придерживаясь авангардного стиля. Все ее модели выполнены из жаропрочной стали — это новый французский минимализм. Формы этих каминов удивительно пластичны, они как бы льются и перетекают из одного объема в другой, без грубых изломов и углов. Это также достигается использованием новых технологий. Девизом этих моделей являются стиль, индивидуальность, качество, точная пропорция экстравагантности и уюта. Локальный черный цвет на одни модели, на другие — яркие сочные насыщенные цвета — желтый, красный, синий кобальт, цвет титана — всего 180 оттенков.
К радости или к сожалению — кому как, но нельзя не признать, что все лучшие производители предметов интерьера (а камин таковым и является) всерьез рассчитывают на потребителя с хорошим вкусом. Избыточность, нарочитая роскошь давно вышли из моды, а вот дизайн каминов Bordelet даже в минимализме имеет свой высокий шик.
Там, где речь идет о каминах, выполненных полностью из металла, невозможно не сказать о традиционных английских каминах фирмы Stovax. Их почти не коснулись последние веяния технологии. Как мы уже писали, эта фирма в основном делает порталы из дерева, но есть у них несколько моделей, где используется точное чугунное литье, чаще всего портал отливается отдельно от топки (чтобы было больше вариантов комбинирования их между собой), но могут быть и единым целым. Фронтальная часть украшена сложным орнаментом.
Есть несколько вариантов декора топки:
- передние панели, обрамляющие топку, выполнены из керамики с рисунком;
- панели из тонких листов металла с барельефом;
- сочетание полированных и матовых поверхностей чугуна.
В самом конце нашего обзора хотелось бы еще отметить достаточно часто встречающуюся отделку порталов латунью или медью. Иногда металлический профиль покрывают жаропрочной краской. Такая отделка выглядит очень эффектно и современно, напоминая раму картины, центром которой является танец священного огня.
© Издательский Дом "Красивые k6;ома пресс", 2000-2006
|